Легко ли сделать обычный роутер в России? Вице-президент «ИнформИнвестГрупп» Игорь Марченко знает, какой труд за этим стоит и какой специфический опыт для этого требуется даже холдингу, специализирующемуся на телекоммуникационных решениях. Но переориентация российского ИКТ-рынка на внутренние ресурсы может дать такие плоды, которые окупят все вложенные усилия.
CNews: Какие изменения произошли в телекоммуникационном бизнесе «ИнформИнвестГрупп» за последний год?
Игорь Марченко:Примерно пять лет назад мы определили стратегию развития телекоммуникационного направления, занимающего в бизнесе компании примерно 95%. С тех пор развитие «ИнформИнвестГрупп» идет не только в направлении поставки продуктов, сервисов, локализации и интеграции, но и развития своих решений. Поэтому мы оказались готовы к тем тенденциям, которые проявились на рынке в 2015 году.
Мы сегодня активнее переориентируемся на создание собственных продуктов, потому что для нас, как и для значительной части российского рынка это может стать выходом на новые горизонты развития, несмотря на непростую ситуацию для экономики в целом.
CNews: На какой базе вы развиваете свои продукты? Есть ли возможность использовать отечественные компоненты?
Игорь Марченко:Не секрет, что в последние 20–25 лет российский рынок телекоммуникаций в части собственных технологий не развивался, а, надо признаться честно, практически стагнировал. Это касается и программных решений, и аппаратных. Российские компании покупали иностранное оборудование, пользуясь западными же дешевыми кредитами. Так в стране появлялись очень качественные устройства, которые закрывали любые потребности клиентов, и этот рынок рос очень быстрыми темпами. Конечно, все это оборудование производилось на иностранной компонентной базе, наша база не развивалась.
Поэтому одна из самых больших проблем российского телекома, которая повлияла и на бизнес «ИнформИнвестГрупп» – это отсутствие отечественной компонентной базы. Многое приходится приобретать на Западе за валюту. Неудивительно, что сейчас мы смещаем фокус развития в сторону собственных решений.
CNews: Кто является основным заказчиком ваших решений?
Игорь Марченко:«ИнформИнвестГрупп» развивает несколько направлений, которыми мы по праву можем гордиться. Так, одно из наших предприятий выпускает радиорелейные станции, сигнал которых практически невозможно заглушить. В частности, благодаря этому они востребованы в силовых структурах.
Игорь Марченко: Не секрет, что в последние 20–25 лет российский рынок телекоммуникаций в части собственных технологий не развивался
Для радиорелейных станций мы создали собственные чипы и программное обеспечение. На базе этих разработок мы сделали и «гражданские» продукты – это автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов, АСКУЭ. Многие говорят про «умные города», «умные дома», но мало кто внедряет. А у нас есть очень интересные разработки и внедрения.
Это, например, уникальный радиоконтроллер, который позволяет снимать информацию с любых счетчиков – электричества, воды, тепла, газа и проч. И на таких радиоконтроллерах можно построить целую mesh-сеть из десятков тысяч устройств, которая будет собирать информацию об энергопотреблении целых населенных пунктов с детализацией до каждого счетчика. Получилось действительно простое и интересное решение.
Следующее направление – это разработки для систем ГЛОНАСС. У нас есть устройство ГЛОНАСС, есть внедрение на Северо-Западе, мы участвуем еще в нескольких проектах в Москве.
И, наконец, «ИнформИнвестГрупп» начала производство собственного телекоммуникационного оборудования под маркой DTTM для волоконно-оптических сетей с использованием технологии DWDM/CWDM. Такие системы поддерживают все современные технологии – Ethernet, SDH, OTN, FC и другие – и могут быть крайне интересны для провайдеров как регионального, так и городского уровня.
Это – блестящие образцы разработок, не имеющие аналогов, и они действительно очень интересны заказчикам. Помимо нематериальной гордости, такие разработки дают и серьезный экономический эффект, поскольку многолетние контракты на поставки для госорганов помогают нашему холдингу в этот непростой период.
CNews: Какие детали и компоненты оборудования вы производите и можете производить в России? Что мешает наладить полный цикл производства?
Игорь Марченко:Что касается возможностей производства отдельных компонентов телекоммуникационных изделий в России в целом, то по некоторым составляющим мне сложно подобрать другое слово, кроме «катастрофа». Если вы возьмете любое телекоммуникационное устройство и разберете его, то, наверное, покажется, что проще всего сделать корпус. Однако в России тяжело найти подходящий штамповочный станок, чтобы делать корпуса сложной формы. Далее, простая с виду вещь – подложка печатной платы. Но у нас есть только один хороший завод, который строится сейчас в городе Дубне.
Игорь Марченко: На данный момент мы решили, что не собираемся изобретать велосипед: не пишем сами, а заказываем разработку ПО и строим на этой базе свой продукт
Что же касается электронных компонентов, то это тоже большая проблема. К сожалению, мы не можем делать в России все, что хотим, потому что здесь нет производственных линий для достаточно «тонких» техпроцессов по изготовлению, скажем, 45-нм полупроводников. Есть мощности на 65 нм и 90 нм, но и они находятся в процессе освоения.
Если резюмировать, то вот в чем заключается проблема. Первое: в стране есть сборочные линии, которые печатают платы, но если вы хотите собрать современную 50-слойную плату, нужны другие линии с другими возможностями. Второе: отсутствует качественная компонентная база. Третье: отсутствует широкий набор чипов российской разработки. Существует примерно десяток разных чипов, и чтобы их использовать при разработке оборудования, надо дописывать софт. Четвертое: как я говорил выше, нет хороших штамповочных станков.
Все остальное решить можно. Одна из ключевых задач при выпуске телекоммуникационного оборудования – создание качественного программного обеспечения. В России наберется немного групп программистов, умеющих писать качественные системные решения. Но эта проблема в перспективе решается приглашением наших соотечественников, работающих по 15–20 лет менеджерами по развитию продукта (продакт-менеджерами) в крупных западных компаниях и имеющих опыт разработки. Тогда через пару лет грамотные программисты под их руководством сумеют делать то, что нам нужно. Это же касается и системотехников.
CNews: Почему задача разработки софта для оборудования так сложна?
Игорь Марченко:Возьмем для примера роутер. Представляете, что такое программное обеспечение для него? Это десятки тысяч человеко-лет работы. Это колоссальный опыт предыдущих разработок, высочайшая культура разработки именно этого продукта. Только тогда получится роутер, которым покупатель будет реально пользоваться.
На данный момент мы решили, что не собираемся изобретать велосипед: не пишем сами, а заказываем разработку ПО и строим на этой базе свой продукт, наращивая в это время свою интеллектуальную базу.
Что-то мы делаем сами – есть определенные задачи критичного уровня, которые нужно решить самостоятельно, потому что ключевые компетенции должны остаться у «ИнформИнвестГрупп».
CNews: Решение каких задач вы считаете первоочередным на направлении собственных разработок?
Игорь Марченко:Сегодня важно найти варианты, чтобы принести технологию в Россию и здесь выйти на конкурентоспособный уровень, создать дополнительную себестоимость здесь, в нашей стране – вот это и есть импортозамещение на нашем рынке. Надо не просто заменять чужое на свое, а стимулировать российские компании производить собственные продукты такого же качества, как лучшие западные образцы
Вся эта политическая и экономическая ситуация – с запретом на поставку в Россию некоторых высокотехнологичных решений, с отсутствием возможности получить кредиты на Западе – я ее воспринимаю как определенный вызов и толчок к тому, чтобы шире использовались знания, полученные многими из нас при работе на западных вендоров. Это не «кампания по импортозамещению» – это потребность и желание создавать свое.
Практически все учредители «ИнформИнвестГрупп» рады, что на отечественном рынке появилась потребность в собственных решениях, и мы можем что-то сделать для ее удовлетворения. Нам интересно заниматься не просто куплей-продажей. У нас много сотрудников занято разработками, много ученых, кандидатов наук. Мы создаем такие продукты, что заказчики удивляются их уровню – это суперкомпьютерные платы, мощнейшие решения для финансовых вычислений и так далее.
CNews: Почему это вызывает удивление?
Игорь Марченко:Потому что люди привыкли видеть такие продукты у крупных западных компаний. Но мы поняли, как это сделать здесь, используя западный опыт.
Любая корпорация – это большая оболочка с финансовым механизмом, под которой работают разные группы людей, дочерние компании, и они выпускают на рынок продукты с лейблом этой корпорации.
Ничего сложного в этой схеме работы нет. Надо просто разобраться и использовать ее, чтобы сделать что-то свое. Нужно только понимать, какие продукты можно выпускать своими силами, а какие – нет. Отсюда и два стратегических пути. Либо мы развиваем свой продукт, как, например, радиорелейные станции или роутеры, либо локализуем и развиваем продукт партнера, как это делаем с DWDM-оборудованием. Затем по мере накопления опыта делаем скачок в развитии.
Сегодня важно концентрироваться на ключевых направлениях. Обратите внимание, глобальные компании часто объединяются. По моему мнению, они просто не выдерживают конкуренции с небольшими узкоспециализированными игроками, потому что занимаются десятками продуктовых линеек: беспроводного оборудования, коммутаторов, телефонов и так далее. Они тратят колоссальные деньги на RnD, чтобы конкурировать с множеством мелких компаний, которые специализируются на узких нишевых решениях и знают их досконально. Получается, что крупные компании выигрывают за счет бренда, а мелкие быстрее рождают инновации.
Игорь Марченко: Все учредители «ИнформИнвестГрупп» рады, что на отечественном рынке появилась потребность в собственных решениях, и мы можем что-то сделать для ее удовлетворения
Поэтому я думаю, что настало время концентрироваться на узком сегменте и активно пробиваться на нем. Вы видите, что мы сосредоточились на ГЛОНАСС, на DWDM, разрабатываем роутеры.
CNews: Как вы оцениваете качественный уровень российских ИКТ-разработок?
Игорь Марченко:Встречается совершенно неверное бытовое представление, что «российское – значит некачественное». Есть продукты высокого класса, есть похуже. На слуху пример российских антивирусных решений. А многие ли знают, что компании с российским участием держат больше половины мирового рынка имитационного моделирования? Представьте, каково это – моделировать логистику крупнейшего поставщика всех запчастей авиационных турбин для всех авиакомпаний мира. Это задача колоссальной сложности. И пусть она узкая – мы в таких нишах как раз и развиваемся. Ну а на других направлениях, наоборот, следует кооперироваться.
CNews: По вашим наблюдениям, российский телекоммуникационный рынок движется в том же направлении, которое вы описали как свою стратегию?
Игорь Марченко:Самая заметная тенденция – рынок стремится экономить. Операторы связи закупают оборудование напрямую у вендоров, минуя интеграторов. Поэтому, в частности, снижается роль интеграторов сегодня. Если закупаются комплексные решения, то выигрывает тот интегратор, который помимо поставки еще и интегрирует системы в ИТ-инфраструктуру заказчика. Это классический западный интеграционный подход, прижившийся и в России.
Кроме того, все видят, что стали востребованы отечественные решения. Нет худа без добра: и национальная платежная система, и ГЛОНАСС – это колоссальный скачок в развитии и программных решений, и инфраструктурных в масштабах страны. Операторы стали требовать отечественное оборудование. И это очень хорошая тенденция.
Я считаю, что «импортозамещение» – неправильный термин. Надо не просто заменять чужое на свое, а стимулировать российские компании производить собственные продукты такого же качества, как лучшие западные образцы. Это самое сложное, и этим мы сейчас занимаемся. Нам это нравится.
Подробнее: http://www.cnews.ru/articles/informinvestgrupp_telekomoborudovanie