В преддверии 26-ой международной выставки “Связь Экспокомм-2014” о роли отечественных разработок, научного потенциала и частно-государственного партнерства в телекоммуникационной отрасли журналу СomNews рассказал Вице-президент холдинга “ИнформИнвестГрупп” Игорь Марченко.
– Расскажите, пожалуйста, про структуру холдинга и его основные направления деятельности.
– Наша структура такова, что “ИнформИнвестГрупп” представляет собой холдинг, в который входит девять компаний, но в то же время это и операционная компания. Исторически сложилось, что компанией-прародительницей холдинга выступала компания “Винко-Т”, а позже был организован “ДАТАТЕЛ”. Это всем известные бренды. Они создавались в великолепный век системной интеграции, когда строилось все и вся, когда мы с нашим партнером Newbridge Networks цифровизировали и строили с нуля телекоммуникационные сети Москвы и Петербурга.
Поскольку у нас есть отдельные компании, находящиеся под “зонтиком” “ИнформИнвестГрупп”, мы, в общем, бренд самого холдинга сильно не раскручиваем, так как в его основную задачу входит управление проектами.
Структура холдинга довольно простая: системная интеграция, компании по производству оборудования, Research and Development, софтверные компании и всегда присутствующее некоторое количество стартапов.
– То есть вы вкладываете и в стартапы?
– Правильнее сказать, мы ищем интересных людей и интересные идеи, которые могли бы менять рынок. Дело в том, что объять необъятное, весь рынок, мы не стремимся – это просто нецелесообразно. Мы идем от противного – создаем свой рынок, компании для этого рынка и находим для этих компаний нужных, полезных людей.
– Расскажите про эффект от такой диверсификации?
– У нас сейчас в работе находится ряд инвестиционных проектов, например по разработке высокоскоростных карт для суперкомпьютерных вычислений для финансовых институтов. Также можно упомянуть наше с “Роснано” совместное предприятие, связанное с беспроводными технологиями. Мы начинали с LTE, но дальше это перешло в более прикладную плоскость: мы разработали микрочипы для сетей управления инфраструктурой ТЭК, а именно для учета и контроля топлива, воды, электричества и газа (АСКУЭ). Это решение использует стандартные протоколы, под нелицензируемый частотный диапазон (что принципиально важно для любых рынков), но позволяет организовать двунаправленную передачу информации, что позволяет не только мониторить устройства контроля потребления электричества, воды, тепла или газа. А это важно как в случае чрезвычайных ситуаций, когда нужно перекрыть точечно подачу энергоносителей, так и для контроля неплательщиков. В данном решении мы внесли небольшие изменения в стандартные разработки, которые позволили нам контролировать большое количество устройств, а также внедрять в механизмы передачи любую принятую в том или ином ведомстве криптографию, что критично с точки зрения безопасности как системы в целом, так и защиты информации. Рынок смарт-систем или систем M2M достаточно велик. По подсчетам ряда консалтинговых компаний, только на пять лет в бюджетах всех уровней и государственных программах на подобного рода системы выделяется около 400 миллиардов рублей. Мы привыкли, что только в “чистом” телекоме генерируются подобные доходы, но они есть и в таких, на первый взгляд, простых вещах, как системы АСКУЭ и контроля.
– Есть ли у “ИнформИнвестГрупп” разработки для операторов связи?
– Мы производим радиорелейные системы. Кроме того, через Агентство стратегических инициатив (АСИ) мы вышли с инициативой по развитию и поддержке систем разработки и производства средств и систем связи. Так, на первом этапе мы получаем грант на разработку современного отечественного маршрутизатора для применения на телекоммуникационных сетях операторского уровня для спецсвязи.
– Именно под спецсвязь?
– Нет, и для сетей общего пользования тоже. В таком оборудовании, наконец, есть потребность, его наличие становится все более актуальным в настоящее время. Накопив опыт работы с западными вендорами, мы пришли к четкому осознанию того, что ничего невозможного тут нет, можно и нужно создавать коммерческие проекты в производстве средств связи, которые будут успешны. Сегодня время развития, развития новых инициатив, которые были невозможны 10-15 лет назад.
– Собственное ли у компаний “ИнформИнвестГрупп” производство или вы работаете с кем-то в совместном предприятии?
– Наше производство находится в Зеленограде. Это так называемая Советская силиконовая долина, родина суперкомпьютеров и компьютерной техники в целом. Там замечательный человеческий потенциал. Вообще надо сказать, что люди, которые были фактически потеряны во время перестройки, вернулись к нам после того, как трудились в качестве разработчиков в Ericsson, Newbridge и ряде других крупнейших мировых брендов. Этот опыт, несомненно, помогает.
Такие люди хорошо понимают, что такое product management, что, по моему убеждению, было практически утеряно за последние 15-20 лет простой закупки оборудования за рубежом. Не просто производство ради производства, а создание продукта, отвечающего потребностям рынка, заряженного коммерческим потенциалом. Мы стартовали исходя из этих предпосылок, и наши компетенции позволяют уверенно смотреть на наших заказчиков.
– На ваш взгляд, есть ли шанс у продукции российского hi-tech-сегмента производства стать конкурентоспособной на российском же рынке?
– Шаг за шагом, да. Это достижимая цель. Даже сейчас в разного рода “нишевых” продуктах вовсю используется отечественное оборудование. Оно может не обладать такими высокоинтеллектуальными “мозгами”, как западные аналоги, но оно работает, и зачастую оно дешевле. Кстати, оно уже довольно широко применяется различными операторами мобильной и фиксированной связи, не говоря уже о госзаказчиках. Так что я полагаю, что у российского оборудования есть все шансы занять определенные ниши – радиорелейного оборудования, к примеру, или в сфере оборудования первого уровня для оптического транспорта… В оборудовании третьего уровня слишком высокая конкуренция, и, естественно, мы отстаем технологически. Но если поставить задачу – мы догоним, и у меня нет в этом сомнений. Десять лет назад никто не думал, что Huawei будет делать роутеры и смартфоны. Но сейчас, благодаря государственной поддержке, налоговым поблажкам и вовлечению китайских операторов, Huawei выдавливает Ericsson, Alcatel-Lucent и NSN с их вотчины. Хотелось бы надеяться на то, что государство осознает всю важность поддержки данной отрасли.
Так что всего мы не можем добиться, но хорошие ниши российские продукты занять могут, в этом я уверен.
– То есть необходимо создавать условия для импортозамещения?
– Не надо ничего замещать, надо создавать свое. Просто не нужно покупать то, что можешь сделать сам. Ведь, скажем, роутер создать не так сложно, как кажется. Я работал в западных компаниях 20 лет, знаю, как они устроены, как в целом устроены крупные западные вендоры. Там подход максимально прагматичный: есть желание и понимание, что надо заказчику – значит, нет проблем это создать. Сейчас, в связи со сложившейся политической ситуацией, у российских вендоров удачный момент для того, чтобы заявить о себе. Пусть их продукты будут на 10% дороже и не продаваться так, как Huawei, но доходы с этих процентов можно будет вложить в R&D и потом вернуть сторицей. Так делается во всех странах.
– Как и в чем вы видите функцию государственной поддержки? В том, чтобы просто “не мешать” бизнесу или в активной финансовой помощи?
– Надо помогать “поддерживать штаны”. Хотя бы на первом этапе, хотя бы на нужды НИОКР, поскольку это всегда “длинные деньги”. НИОКР и разработки продукта – совсем не системная интеграция – быстрого возвращения инвестиций ждать бесполезно. У нас в “ИнформИнвестГрупп” в корне холдинга – системная интеграция. Но почему? Этот бизнес позволяет зарабатывать деньги и быстро их оборачивать. Потом часть этих средств мы вкладываем в R&D, часть – в стартапы. Где-то проекты оказываются успешными, а где то не очень. И если мы понимаем, что у данного направления виден “свет в конце тоннеля”, то только через три-четыре года такой проект начинает приносить деньги. Такая практика существует практически во всех высокотехнологических компаниях.
– То есть экономическую составляющую в этом бизнесе вы видите в синергии при кросс-финансировании проектов?
– Да. Кроме того, наш бизнес развивается через клиентов. Допустим, с неким клиентом мы работаем по линии системной интеграцией. Начали поставлять и устанавливать оборудование мультиплексирования, затем клиент интересуется, можем ли мы поставить маршрутизаторы? Можем. А оптические системы передачи? Можем. А как все это интегрировать? И софт для управления написать? Значит, надо создать компанию, которая будет писать программное обеспечение под проект. “А проложить бы теперь купленную оптику”, – говорит заказчик. Создаем компанию по строительству. “Вот вы ведете бизнес с мобильными операторами, можете сделать радиопланирование?” Что делать, сможем. Такой подход – принципиальная позиция и краеугольный камень нашего бизнеса.
– В целом, куда, на ваш взгляд, движется рынок системной интеграции? Существует мнение, что несколько лет назад был бум на аутсорсинг, когда интеграторам и вендорам передавались на управление практически все ИТ-системы целиком, но сейчас, якобы, маятник стал качаться в другую сторону. Происходит ли охлаждение, и чего ждать, к чему готовиться системным интеграторам?
– Сначала надо разделить рынок на операторов связи, которые зарабатывают на фиксированной и мобильной связи, на крупных операторов В2В-сегмента и на госзаказчиков. Кому-то, как некоторым госструктурам, вообще ничего нельзя отдавать на аутсорсинг, кому-то можно – но только определенную часть.
Проще говоря, к аутсорсингу прибегают в случае его коммерческой выгоды. Но эта выгода определяется чаяниями акционеров компаний, которые, понятно, от структуре к структуре сильно варьируются. У “Альфа-Групп” одна стратегия, у АФК “Система” – другая. Эти стратегии также будут во многом определяться менеджментом компании, который должен убедить акционеров в том, что направление движения верное, а убеждают, как правило, финансовые показатели. Что будет являться инструментом данной стратегии, аутсорсинг или самостоятельная эксплуатация, зависит от того, есть ли на рынке предложение, которое убедит менеджмент в том, что аутсорсинг – это правильно.
Общие тренды есть, но они определяются состоянием рынка. Сейчас состояние такое, что многие задумываются над эффективностью своих операций.
– Что из инновационных продуктов вы намерены презентовать на “Связь-Экспокомме”?
– Покажем оборудование, производимое входящей в состав холдинга компанией “ДАТАТЕЛ” под маркой DT – шлюзы безопасности, которые имеют встроенную возможность использования сигнатур для блокировки вредоносного трафика.
Также представим разработки другой нашей компании – “Современные беспроводные технологии”: оборудование для беспроводной автоматизированной системы учета энергоресурсов “Солярис-СБТ”. Эта система предназначена для измерения и учета потребления энергоресурсов – электрической энергии, тепла, газа, воды, – а также для автоматического сбора, накопления, обработки, хранения и отображения полученной информации. Еще покажем систему на кристалле – мобильную аппаратуру для передачи данных.
– Вы раньше также занимались различными беспроводными технологиями, в том числе LTE, когда технология только зарождалась. Остался ли интерес к LTE, продолжаются ли разработки или это во что-то трансформировалось?
– Около пяти лет назад одним из условий получения “Ростелекомом” лицензии на предоставление услуг LTE было использование отечественного или локализованного оборудования LTE. В интересах “Ростелекома” и совместно с Motorola и Nokia Siemens Networks мы активно включились в эту работу. С течением времени острота вопроса отпала, и в настоящий момент “Ростелеком”, как нам известно, практически уходит с рынка мобильной связи, передавая все свои мобильные активы и лицензии в совместное предприятие с Теlе2. Какую стратегию будет вырабатывать СП Теlе2 с “Ростелекомом” по отношению к локализации, думаю, определится в ближайшем будущем.
В последнее время, тем не менее, мы занимаемся технологиями Wi-Fi, поскольку мы видим, что на этом рынке можно достичь хорошего результата без опоры на крупного вендора. В Wi-Fi много достойных, перспективных компаний, мы будем заниматься локализацией их решений, а также развивать собственные разработки в системах типа “точка-многоточка”.
– Вы упоминали, что работали с “Роснано”. Насколько сотрудничество с такими организациями, фондами и пр. помогало в продвижении и развитии ваших продуктов, идей, разработок?
– Я могу сказать, что польза действительно есть. Но только в том случае, когда вы как предприниматель знаете, чего вы хотите в конечном счете добиться. В таких организациях, как “Роснано”, – жесточайший механизм отбора и, в известной степени, бюрократия. Но когда ты нацелен на результат и приложил силы и средства для его достижения, то такие фонды и структуры являются важным как финансовым так и организационным инструментом для реализации проекта.
– С кем сложнее работать, когда нужна поддержка, с фондами или с государством?
– Мне кажется, что проще и интереснее работать с частными или с частно-государственными структурами. Они более гибкие, нацеленные на получение конечного, в том числе и коммерческого, результата.
Источник: http://www.comnews.ru/node/82042